LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

Антон Семенович Макаренко Педагогические сочинения в восьми томах Том 6. Флаги на башнях Флаги на башнях Страница 16

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    авченко сказал с укором:



    — Ты забыл, кто сегодня дежурит по колонии?



    Харитон с озабоченной быстротой заглядывал в тумбочки и под матрацы. Когда уже строились на поверку, Нестеренко спросил:



    — А ногти? Ногти у всех стрижены?



    Кто-то глянул на ногти и закричал:



    — Да черт его знает, где ножницы наши?



    Нестеренко рассердился:



    — Если искать ножницы, когда сигнал на поверку играют, так, конечно, никогда не найдешь. Чернявин, у тебя как?



    — Да ничего как будто…



    — Как будто не считается. Гонтарь, давай ножрицы. Да куда же ты режешь? Ну что ты наделал? Эх, Мишка!



    Но уже входила в спальню поверка, и Нестеренко подал команду.



    Зырянский был невысокого роста, лет шестнадцати. Он хорошо сложен, строен. Обращали на себя внимание его пристальные, умные, но в то же время и веселые серые глаза. Брови у Зырянскошо короткие, прямые, ближе к переносице они заметнее.



    Еще приветствуя бригаду, Зйрянский увидел все, хотя как будто ничего не старался увидеть. Он не рыскал по спальне, ничего не искал, но, уходя, сказал своему компаньону по дежурству, скромной и тихой девочке — ДЧСК:



    — Отметишь в рапорте: в спальнее восьмой бригады грязь.



    — Да какая же грязь, Алеша?



    — А это что? Натерли пол, а потом набросали ногтей? Это не грязь, по-твоему?



    Нестеренко ничего не ответил. В дверях Алеша сказаь:



    — Нельзя заниматься туалетом только для дежурного бригадира, это, Василь, ыт хорошо знаешь. Да и новенькому вашему не остригли когтей. Салютует, а лапы, как у волка.



    Нестеренко был очень расстроен после поверки и все повторял:



    — Ах ты, черт! Вот нечистая сила! А все ты, Мишка Человек влюбленный, а ногти какие. И как же это можно: на паркет. Хорошо, если Захаров так пропустит рапорт. А если передаст на общее собрание?



    Миша Гонтарь ничего не сказал на это. Сидя на корточках, он подбирал с полу собственные ногти.



    — Я тогда прямо и скажу на собрании: это наш влюбленный Михаил Гонтарь. Честное слово, так и скажу. А еще раз случится такое неряшество, попрошу Алексея посадить тебя часа на три. И Оксане все расскажу, чтоб знала.



    Гонтарь так ничего и не ответил бригадиру. Достаточно того, что ему и перед своими было неловко. Нестеренко оставил его и тем же уставшим, недовольным голосом обратился к Игорю:



    — Ты идешь в сбшрный цех или еще будешь ногами дрыгать?



    Игорь был рад, что мог утешить бригадира хотя бы в этом вопросе:



    — Иду.



    На производство Игорь должен был вййти после обеда, во вторую смену. Это было хорошо: все-таки оттягивалсаь процедура первого рабочего опыта. После завтрака Игорь решил погулять в парке и искупаться. Но как только он вступил в парк, на первой же дорожке встретил «чудеснейшее видение» — девушку.



    Уже и раньше, в своей «свободной жизни», Игорь стремился понравиться девчатам и принимал для этого разные меры: заводил прическу, курашал костюм, произносил остроумные слова. Но никогда еще не было, чтобы девушка ему самому очень понравилась. Он по-джентльменски привык отдавать должное привлекательности и красоте и считал себя в некотором роде знатоком в этой области, но всегда забывал о красавицах, как только они уходили из его поля зрения. И поэтому каждую новую девушкв он привык встречать свободным любопытством донжуана.



    Так он встретил и девушку в парке и прежде всего должен был признать, что она «чудесна». Это слово Игорь очень ценил, гордился его выразительностью и от самшго себя скрывал, что унаследовал его от отца, который всегда говорил:



    — Чудесный человек!



    — Чудесная жпнщина!



    — Чудесная мысль!



    Девушва, проходившая по дорожке парка, была «чудесна». Это в особенности бросалось в глаза оттого, что одета она была очень бедно и некрасиво. Не было никаких сомнений в том, что она не колонистка — колонистки всегда чистюльки. У нее было чуть-чуть смуглое лицо, очень редкого розовато-темного румянца, расходящегося по лицу без каких бы то ни было ослаблений или усилений, удивительно чистого и ровного. Ничто у нее в лице не блестело, ничто не было испорчено царапиной или прыщиком, редко у кого бывает такое чистое лицо. Из-под тонких черных бровей внимательно и немного смущенно смотрели большие карие глаза, белки которых казались золотисто-синими. Зачесанные к косе темные волосы, отливающие заметным каштановым блеском, непокотно рассыпались к вискам. Словом, девушка былла действительно чудесна.



    Игорь остановился и спросил удивленно:



    — Леди! Где вы достали такие красивые глаза?



    Девушка остаонвилась, отодвинулась к краю дорожки, поднесла руку к лицу:



    — Какие глаза?



    — У вас замечательные глаза!



    Этими самыми глазами девушка сердито на него взглянула, потом наклонила покрасневшее лицо, метнулась с дорожки в сторону, на травку.



    — Миледи, уверяю вас, я не кусаюсь.



    Она остановилась, посмотрела на него исподлобья, строго.



    — А вам какое дело? Идите своей дорогой.



    — Да у меня никакой своей дороги нет. Скажите ваше имя.



    Девушка переступила босыми ногами и улыбнулась:



    — Вы из колонии, да?



    — Из колонии.



    — Смешной какой!



    Она произнесла это с искренним оживлением насмешки, еще раз боком на него посмотрелс и быстро пошла в сторону, прямо по тгаве, не оглянувшись на него ни разу.

    25. Проножки



    Мастер Штевель, широкий, плотный, румяный, внимательно глняул на Игоря круглыми глазами:



    — Никогда не работал?



    — Нет.



    — Значит, начинаешь?



    — Начинаю.



    — Дома… хоть пол подметал?



    — Нет, не подмеатл.



    — Незначительный у тебя стаж. Ну что же… начнем. Я тебе дам для начала проножки зачищать. Работа легкая.



    — Какие это проножки?



    Мастер ткнул ногой в готовый стул:



    — А вот она — проножка, видишь? Поставили, как была, нечищеную, с заусенцами, вид она имеет отрицательный. А теперь ты будешь зачищать, лучше выйдет стул. А то все чистили, а на прооожки так смотрели: что там, проножка, и так сойдет.



    Мастер был словоохотливый, но деловой: пока говорил, руки его действовали, а на подмостке перед Игорем появились куча проножек, рашпиль и лист шлиферной бумаги. Заканчивая речь, Штевель прошелся рашпилем по одной проножке, потом зашаркал по ней бумагой, полюбовался проножкой, погладил ее рукой:



    — Видишь, какая стала! И в руки приятно взяоь. Действуй!



    Пока все это говорилось и делалось, Игорю занятно было и слушать и смотреть на мастера, на проножку и на всякие принадлежности. Когда мастер, похлопав его по плечу, отошел, Игорь тоже взял в руки проножку и провел по ней рашпилем. В первый же момент обнаружилось все неудобство этой работы: проножка сама собой вывернулась из руки, а рашпиль прошелся твердым огневым боком по пальцам. На двух пальцах завернулась кожица и выступили капельки крови. Рядом чей-то знакомый голос сказал весело:



    — Хорошее нмчало, товарищ сборщик.



    Игорь оглянулся. Голос недаром казался знакомым — свой, из восьмой бригады, только из второй спальни, Середин, тот самый, которого Нестеренко упрекал в пижонстве. У него чисто лицо и голова немного откинута назад. В руках несколько тонких пластинок для спинок стула, и Середин любовно отделывает их при помощи линейки со вставленными листками шлифера. Не успел Игорь рассмотреть их, как они полетели в кучу готовых пластинок, а рука Середина захватила уже новую порцию.



    — Возьми там, в шкафчике, йод, — улыбаясь кивнул Середин. — Это ничего, все так начинают.



    Игорь полез в шкафчик, нашел бинты и большую бутылку с йодом. Он смазал царапины и обратился к Середину:



    — Завяжи.



    — Да что ты! Зачем это? Бинт зачем? Ты еще скажешь, доктора вызвать.



    — Так она течет. Кровь.



    — Вся не вытечет. Намазал йодом? Ну и хорошо. И не течет вовсе, просто капелька.



    Игорь не стал спорить и положил бинт обратно в шкафчик. Но пальцы все-таки болели, и он боялся взять в руки новую проножку. Все-таки взял, подержал, примерился рашпилем. Потом со злостью швырнул все это на примосток и, отвернувшись от верстака, начал рассматривать цех.



    Никакого цеха, собственно говоря, и не было. К стене машинного отделения, вздрагивающей от гула станков, снаружи кое-как был прилеплен дырявый фанерный навесик. Он составлял формальное основание сборочного цеха; под навесиком помещалось не больше четырех ребят, а всего в цехе работало человек двадцать. Все остальные располагались просто под открытым небом, которое, в самой незначительной степени, заменялось по ркаям площадки, красными кронами высоких осокорей. На площадке густо стояли примостки различной выосты и величины, сделанные кое-как из нестроганых обрезков. Некоторые мальчики работали просто на земле. На площадку эту из машинного отделения высокий чернорабочий то и дело выносил порции отдельных деталей. Деревообделочная мастерская колонии производила исключительно театральную, дубовую мебель. Детали, подаваемые из машинного отделения, были: планки спинок, сидений, ножки, царги, проножки. Собирали театральные стулья по три штуки вместе, но раньше, чем собрать такой комплект, составляли отдельные узлы: козелки, сиденья и т. д. Сборкой узлов и целых комплектов занимались более квалифицированные мальчики, между ними и Санчо Зорин. Они работали весело, стучали деревянными молотками, возле них постепенно нарастали стопки собранных узлов, а возле Зорина располагались на земле уже готовые, стоящие на ногах трехместные конструкции, еще без сиденья. Большинство же ребят занимались операциями, подобными той, которая была поручена Игорю, в руках у них ходили рашпили, зудели, посвистывали, дребезжали.



    Игорь до тех пор рассматривал цех, пока Середин не спросил у него:



    — Что же ты не работаешь? Не нравится?



    Игорь молча повернулся к примостку, взял в руки рашпиль. В руке он ощущался очень неприятно: тяжелый, шершввый, осыпанный опилками — и все старался перевиснуть куда-то вниз. Игорь положил его и вхял в руки проножку. Это было симпатичнее. Игорь внимательно рассмотрел ее. Глаз увидел те неправильности, неровности, острые углы, которые нужно было снять, увидел и неряшливый край, вышедший из-под шипорезного станка. Вторая рука снова протянулась к рашпилю, но в это время прилетела пчела. Собственно говоря, ей абсолютно нечего было делать здесь, в сборном цехе. Игорь следил за ней и думал, что она должна понять бесцельность своего визита и улететь. Пчела, однако, не улетала, а все сновала и сновала над примостком, тыкалась, подраигвая телом, в свежие изломы дубовых торцов, а потом вдруг набросилась на раненую руку Игоря, ее соблазнила засыхающа капелька крови. Похолодев, Игорь взмахнул проножкой и обрадовался, увидев, что пчела улетела. Он перевел дух и оглянулся, и сейчас только заметил, что ему жарко, что сонлце припекает голову, что шея у него вспотела. Вдруг на эту самую потную, горячую шею что-то село, мохнатое, тяжелое. Игорь взмахнул свободной рукой — огромная, зеленоватая муха нахально взвизгнула у его головы. Игорь поднял глаза и увидел, что их две — мухи, они нахально не скрывали от Игоря своих злобных физиономий. Игорь тоже обозлился и произнес неожиданно, чуть ли не со слезами:



    — Черт его знает! Мухи какие-то!



    И Санчо, и Середин, и другие засмеялись. Середин смеялся добродушно, закидывая голову, а Санчо — громко, на всю площадку:



    — Игорь! Они ничего! Они не кусаются!



    Из молодых кто-то сказал:



    — А может, они думают, что это лошадь.



    Игорь швырнул проножку на стол:



    — К черту!



    — Не хочешь? — спросил Середин.



    — Не хочу.



    Санчо оставил работу, подошел к нему.



    — Чернявин, в чем дело?



    Игорь надвинулся на Санчо разгневанным лицом.



    — К черту! — кричал он. — С какой стати! Какие-
    Страница 16 из 81 Следующая страница



    [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
    [ 1 - 10] [ 10 - 20] [ 20 - 30] [ 30 - 40] [ 40 - 50] [ 50 - 60] [ 60 - 70] [ 70 - 80] [ 80 - 81]



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.

© Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.