LibClub.com - Ѕесплатна€ Ёлектронна€ »нтернет-Ѕиблиотека классической литературы

»стори€ русской церкви (“ом 2) —траница 1

јвторы: ј Ѕ ¬ ƒ ® « » …   Ћ ћ Ќ ќ ѕ – — “ ” ’ ÷ Ў ў Ё ё я

    ћакарий ћитрополит (Ѕулгаков) »стори€ русской церкви (“ом 2)



    ћитрополит ћј ј–»…



    »—“ќ–»я –”—— ќ… ÷≈– ¬»



     Ќ»√ј 2



    »—“ќ–»я –”—— ќ… ÷≈– ¬» ¬ ѕ≈–»ќƒ —ќ¬≈–Ў≈ЌЌќ… «ј¬»—»ћќ—“» ≈≈ ќ“  ќЌ—“јЌ“»ЌќѕќЋ№— ќ√ќ ѕј“–»ј–’ј (988-1240)



    “ќћ 2



    —ќ—“ќяЌ»≈ –”—— ќ… ÷≈– ¬» ќ“ ћ»“–ќѕќЋ»“ј »Ћј–»ќЌј ƒќ »«Ѕ–јЌ»я ћ»“–ќѕќЋ»“ј  Ћ»ћ≈Ќ“ј —ћќЋя“»„ј (1051 - 1147)



    »«ƒј“≈Ћ№—“¬ќ —ѕј—ќ-ѕ–≈ќЅ–ј∆≈Ќ— ќ√ќ ¬јЋјјћ— ќ√ќ ћќЌј—“џ–я



    ћќ— ¬ј 1994



    ќ√Ћј¬≈ЋЌ»≈



    √Ћј¬ј I 3



    »≈–ј–’»я » ѕј—“¬ј 3



    √Ћј¬ј II 15



     »≈¬ќ-ѕ≈„≈–— »… ћќЌј—“џ–№ » ƒ–”√»≈ ќЅ»“≈Ћ» 15



    √Ћј¬ј III 34



    ƒ”’ќ¬Ќќ≈ ѕ–ќ—¬≈ў≈Ќ»≈, ”„≈Ќ»≈ » ѕ»—№ћ≈ЌЌќ—“№ 34



    √Ћј¬ј IV 67



    —ќ—“ќяЌ»≈ Ѕќ√ќ—Ћ”∆≈Ќ»я 67



    √Ћј¬ј V 82



    ÷≈– ќ¬Ќќ≈ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ » ѕ–≈»ћ”ў≈—“¬ј ƒ”’ќ¬≈Ќ—“¬ј 82



    √Ћј¬ј VI 94



    —ќ—“ќяЌ»≈ ¬≈–џ » Ќ–ј¬—“¬≈ЌЌќ—“» 94



    √Ћј¬ј VII 99



    ќ“ЌќЎ≈Ќ»≈ –”—— ќ… ÷≈– ¬»   ƒ–”√»ћ ÷≈– ¬јћ » ќЅў≈—“¬јћ –≈Ћ»√»ќ«Ќџћ 99



    ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»я  ќ ¬“ќ–ќћ” ќ“ƒ≈Ћ” 104



    1. —¬≈ƒ≈Ќ»я ќ —¬я“ќћ Ћ≈ќЌ“»» –ќ—“ќ¬— ќћ 104



    2. — ј«јЌ»≈ ќ «ј„јЋ≈ ѕ≈„≈–— ќ√ќ ћќЌј—“џ–я 105



    3. ѕќ”„≈Ќ»≈ ѕ–≈ѕќƒќЅЌќ√ќ ‘≈ќƒќ—»я ѕ≈„≈–— ќ√ќ  ≈Ћј–ё 106



    4. ѕќ—ЋјЌ»≈ ѕ–≈ѕќƒќЅЌќ√ќ ‘≈ќƒќ—»я ѕ≈„≈–— ќ√ќ   ¬≈Ћ» ќћ”  Ќя«ё »«я—Ћј¬” ќ «ј ЋјЌ»» ∆»¬ќ“Ќџ’ ¬ ƒ≈Ќ№ Ќ≈ƒ≈Ћ№Ќџ… » ќ ѕќ—“≈ ¬ —–≈ƒ” » ѕя“ќ  106



    5. ѕќ—ЋјЌ»≈ ѕ–≈ѕќƒќЅЌќ√ќ ‘≈ќƒќ—»я ѕ≈„≈–— ќ√ќ   ¬≈Ћ» ќћ”  Ќя«ё »«я—Ћј¬” ќ ¬≈–≈ ¬ј–я∆— ќ… 107



    6. ѕќ—ЋјЌ»≈ „≈–Ќќ–»«÷ј »ј ќ¬ј   ¬≈Ћ» ќћ”  Ќя«ё »«я—Ћј¬” 108



    7. —Ћќ¬ќ ќ ѕ≈–≈Ќ≈—≈Ќ»» ћќў≈… —¬я“»“≈Ћя Ќ» ќЋјя 109



    8. "—“я«јЌ»≈ — Ћј“»Ќќё" ћ»“–ќѕќЋ»“ј √≈ќ–√»я 111



    ѕќ—ЋјЌ»≈ ћ»“–ќѕќЋ»“ј Ќ» »‘ќ–ј ќ Ћј“»Ќј’   Ќ≈»«¬≈—“Ќќћ”  Ќя«ё 113



    9. ѕќ—ЋјЌ»≈ ћ»“–ќѕќЋ»“ј Ќ» »‘ќ–ј   ћ”–ќћ— ќћ”  Ќя«ё я–ќ—Ћј¬” 116



    10. ѕќ”„≈Ќ»≈ ћ»“–ќѕќЋ»“ј Ќ» »‘ќ–ј ¬ Ќ≈ƒ≈Ћё —џ–ќѕ”—“Ќ”ё 119



    11. ÷≈– ќ¬Ќќ≈ ѕ–ј¬»Ћќ ћ»“–ќѕќЋ»“ј »ќјЌЌј   »ј ќ¬” „≈–Ќќ–»«÷” 120



    12. ÷≈– ќ¬Ќџ… ”—“ј¬ ¬≈Ћ» ќ√ќ  Ќя«я я–ќ—Ћј¬ј 123



    13. √–јћќ“ј Ќќ¬√ќ–ќƒ— ќ√ќ  Ќя«я ¬—≈¬ќЋќƒј Ќќ¬√ќ–ќƒ— ќћ” ¬Ћјƒџ ≈ »Ћ» —ќ‘»…— ќћ” —ќЅќ–” 125



    —ќ—“ќяЌ»≈ –”—— ќ… ÷≈– ¬» ќ“ ћ»“–ќѕќЋ»“ј »Ћј–»ќЌј ƒќ »«Ѕ–јЌ»я ћ»“–ќѕќЋ»“ј  Ћ»ћ≈Ќ“ј —ћќЋя“»„ј (1051 - 1147)



    »збрание »лариона на кафедру митрополии  иевской составл€ет весьма замечательное €вление в истории –усской ÷еркви: здесь в первый раз митроподит русский избран и поставлен —обором русских иерархов, по воле русского "самовластца" (как называет летописец ярослава) и из природных русских; в первый раз обнаружилась мысль, уже сознанна€ в –оссии, что и наша отечественна€ ÷ерковь, подобно многим другим частным ÷ерквам, может сделатьс€ независимою в собственном управлении, инмало не наруша€ ни своего уважени€ к  онстантинопольскому патриарху, ни догматов православи€, ни канонов церковных, и что рно или поздно придет дл€ нее врем€ такой независимости. ћногознаменательное по внутреннему смыслу избрание митрополита »лариона совпадает еще с другим важнейшим событием - с основанием  иево-ѕечерской лавры, котора€, особенно вначале, имела величайшее вли€ние на состо€ние нашей ÷еркви: способствовала распространению ее пределов, дала ей многих достойных иерархов, передала богослужебный и иноческий устав —тудийский, послужила образцом дл€ прочих наших обителей и содействовала вообще самым благотворным образом нравственному воспитанию народа.



    ¬ гражданском отношении вскоре после избрани€ митрополита »лариона в –оссии настал так называемый период удельный, столько гибельный и дл€ государства, и дл€ ÷еркви. ƒети, внуки и правнуки великого кн€з€ ярослава I, владе€ по част€м –усскою землею, вели между собою непрерывные войны и, пролива€ кровь своих подданных, в то же врем€ православных христиан, разор€€ села и города, опустоша€ целые области, нередко разор€ли и опустошали храмы Ѕожий, обители иноков, жилища св€щеннослужителей. “олпы диких половцев, увлекаемые страстию к грабежам, а часто приглашаемые нашими же враждовавшими между собою кн€зь€ми, раавно толпы венгров, пол€ков и других соседей по приглашению тех же кн€зей производили новые опустошени€ в странах русских и увеличивали т€жесть бедстви€ дл€ сынов –оссии и православной ÷еркви. Ќо, с другой стороны, нельз€ не заметить, что удельна€ система имела и добрые последстви€ дл€ ÷еркви.  н€зь€, получа€ во владение определенную область, заботились каждый об утверждении в своем уделе св€той веры, если она еще не была утверждена, строили многочисленные храмы, нередко весьма богатые, воздвигали монастыри, давали средства содержани€ духовенству, открывали иногда с соизволени€ церковной власти даже епископские кафедры. “аким образом, семена веры и благочести€, посе€нные во ди св€того ¬ладимира и ярослава, теперь, при ближайшем участии удельныэ кн€зей, могли укоренитьс€ по всей –сосии, в самых отдаленных уголках ее.



    Ќаконец, если рассматривать нашу ÷ерковь в отношении к другим ÷ерквам, врем€ избрани€ митрополита »лариона представл€ет ту достопримечательность, что тогда совершилс€ в  онстантинополе при патриархе ћихаиле  ерулларии последний разрыв между христианским ¬остоком и «ападом и –имский патриарх окончательно отделилс€ от прочих патрриархатов - православных. Ёто горестное событие, составл€ющее эпоху в церковной истории вообще, глубоко отразилось и в истории нашей ÷еркви. ќтселе более, нежели преждде, определилс€ у нас, как и на всем ¬остоке, взгл€д на «ападного первосв€щенника и всех подведомых ему христиан; отселе, с одной стороны, началс€ непрерывный р€д попыток римских к совращению наших предков с пути православи€; отселе же, с другой стороны, пастыри нашей ÷еркви с удвоенным вниманием стали бодрствовать на страже православи€ дл€ охранени€ своих духовных чад, и в самое непродолжительное врем€ €вилось у нас несколько сочинений, направленных против латинства.



    √Ћј¬ј I



    »≈–ј–’»я » ѕј—“¬ј



    ¬ 1051 г., говорит древн€€ летопись, ярослав поставил митрополитом »лариона, русина, в св€той —офии, собрав еппископов 1. „то расположило самовластца поступить таким образом, неизвестно. ¬прочем, нельз€ отвергать сказани€ хот€ и поздних летописей, что это совершилось вследствие несогласи€ нашего кн€з€ с византийским двором по случаю последней войны 2. ѕравда, прошло уже более трех лте, как война окончилась миром, но еще свежа была пам€ть о том вероломстве, каким греки начали ее, и особенно о той жестокости, какою заключили: восемьсот русских пленных и во главе их любимый воевода ярославов ¬ышата, которых греческий император повелел ослепить и потом, пг заключении мира, отпустить в –оссию, были живыми свидетел€ми этой жестокости 3. » неудивительно, если ярослав, жела€ прерватье динственную нить своей зависимости от греческого императора, по воле которого, как известно, происходило вообще поставление митрополитов в  онстантинополе 4,_следовательно и нашего, решилс€ избрать и поставить дл€ –оссии митрополита в  иеве. ј может быть, ярослав огорчен был тем, что из √реции по смерти митрополита нашего ‘еопемпта почему-то долго не присылали к нам нового архипастыр€: подождав два-три года и не жела€ оставл€ть более отечественную ÷ерковь без верховного пачтыр€, кн€зь и повелел избратьь его своим епископам 5. Ќо ни в каком случае нельз€ допустить мысли, будто к этому могло расположить русских сомнение о православии тогдашнего  онстантинопольского патриарха ћихаила  еруллари€, которого дерзкие легаты папы предали отлучению ои ÷еркви 6, потому что сост€зани€ ћихаила с легатами и борьба с ними происходили в  онстантинополе уже в 1054 г., т. е. гораздо после избрани€ митрополита »лариона 7.



     ак смотреть на это избрание и поставление нашего митрополита? “о и другое совершилось вполне законно, и летописец выразилс€, что сам "Ѕог кн€зю вложи в сердце" поставить митрополитом »лариона 8: по древним правилам ÷пркви избрать митрополита вообще предоставлено было не патриарху, а епископам области, дл€ которой митрополит предназначалс€, дл€ рукоположени€ же как вс€кого епископа, так и митрополита, если он еще не имел епископского сана, достаточно было в случае нужды даже трех или двух епископов области 9. ѕравда,  онстантинопольскому патриарэу дано было право ’алкидонским —обором поставл€ть митрополитов, н отолько дл€ трех областей греческих: јзийской, ѕонтийской и ‘ракийской, - и дл€ иноплеменников, обитавших в этих област€х или им сопредельных (правило 28). ј –усь, в строгом смысле, не была сопредельною ни одной из означенных областей, и ’алкидонский —обор даже не мог иметь ее в виду при начертании своего правила, потому что тогда ни –усь, ни ÷ерковь –усска€ еще не существовали. ƒл€ соблюдени€ единства с ÷ареградскою ÷ерковию оставалось только, по избрании и рукоположении »лариона в митрополиты, испросить ему благословение и утверждение от ÷ареградского патриарха, сделано было и это 10. » в том же году, как поставлен был митрополит »ларион, или спуст€ немного прибыли к нам из √реции три певца со своими семействами, чтобы научить русских стройному демественному пению 11 - знак, что церковна€ св€зь с  онстантинополем у нас не прерывалась или, по крайней мере, возобновилась и избрание »лариона русскими епископами нимало не изменило отношени€ к нам ÷ареградского патриарха.



    ќбратимс€ теперь к самому »лариону. ƒо посв€щени€ в митрополиты он был старшим св€щенником (пресвитером-старейшиною) при церкви св€тых апостолов в любимом селе великого кн€з€ Ѕерестове и отличалс€ необыкновенным просвещением и благочестием между современниками. ƒоказательством первого, равно как и высоких ораторских способностей »лариона, доныне служит известное уже нам его —лово о законе и благодати, вместе с ѕохвалою кагану нашему ¬ладимиру и молитвою к Ѕогу от лица земли –усской, написанное им еще в —ане св€щенника. ќбразец благочести€ современники не могли не видеть в том, что »ларион, не ограничива€сь обыкновенным исполнением своих об€занностей, стремилс€ к высшим духовным подвигам, часто удал€лс€ из спл аЅерестова на соседственную гору, где ныне  иево-ѕечерский монастырь, покрытую тогда великим лесом, ископал себе там небольшую пещеру в две сажени и предавалс€ в ней уединенной молитве и богомыслию 12. «а эти-то, без сомнени€, достоинства смиренный пресвитер по воле великого кн€з€ и избран —обором русских епископов пр€мо в митрополиты, прин€в предварительно пострижение от преподобного јнтони€ 13. ѕри посв€щении своем »ларион, по обычаю церковному, составил и торжественно произнес исповедание веры, дошедшее до нас 14. Ќо как потом он управл€л –усскою ÷ерковию в сане митрополита, летописи совершенно молчат. «наем только, что он осв€тил храм св€того √еорги€, построенный в  иеве великим кн€зем ярославом 15.  ажетс€, что и врем€ управлени€ »ларионова ÷ерковию было очень непродолжительное: под 1054 г., описыва€ погребение великого кн€з€ яррслава в —офийском соборе, летописи говор€т только о попах и нп одна - о митрополите, а под 1055 г. новгородские летописцы упоминают уже о митрополите  иевском ≈фреме, который производил суд над Ќовгородским епископом Ћукою ∆ид€тою: пам€ть об этом событии, непосредственно касавшемс€ Ќовгорода, могла верно сохранитьс€ в местных сказани€х и запис€х 16. ƒошадка, что под именем ≈фрема скрываетс€ митрополит »ларион, только в схиме, есть одна дргадка, и мы не знаем, чтобы митрополиты наши принимали на себ€ схиму и перемен€ил свои имена до удалени€ своего на покой 17. ¬ —тепенной книге и некоторых рукопис€х мтрополит »ларион называетс€ св€тым 18, но ниоткуда не видно, чтобы он причтен был к лику св€тых самою ÷ерковию 19.



    —толькоо же скудны извести€ и о преемниках »лариона на митрополитской кафедре. Ёто были:



    ≈фрем, который, как мы сказали, упоминаетс€ только в 1055 г.



    √еоргий. ќн пришел к нам из ÷ар€града около 1062 г. 20, в 1072 г. переносил мощи св€тых мучеников Ѕориса и √леба в ¬ышгороде из прежней церкви в новую, в следующем году предпринимал путешествие в √рецию 21, веро€тно, по возвращении уже из путешестви€, во врем€ которого ÷ерковь –умска€ подверглась был
    —траница 1 из 54 —ледующа€ страница



    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
    [ 1 ] [ 10 - 20] [ 20 - 30] [ 30 - 40] [ 40 - 50] [ 50 - 54]



ѕри любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ об€зательна.

© Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.