LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

ГУСТАВ МАЙРИНК

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

  • Густав Майринк Белый Доминиканец
  • Густав Майринк Вальпургиева ночь
  • Густав Майринк Голем
  • Густав Майринк Зеленый лик
  • Густав Майринк Ангел западного окна
  • Майринк Густав Белый Доминик

    ГУСТАВ МАЙРИНК (настоящее имя Гу?став Ма?йер нем. Gustav Meyrink, 19 января 1868, Вена, Австро-Венгрия — 4 декабря 1932, Штарнберг, Бавария, Германия)

    Густав Майринк относится к тем довольно мало известным, но крайне интересным литераторам, творческий жанр которых можно определить как «черный романтизм». Это направление в литературе начала 20-го века во многом наследует традицию «проклятых писателей» середины - второй половины 19 века - традицию По, Нерваля, Лотреамона, Бодлера, Гюисманса, Уайльда - и одновременно лежит у истоков «черной фантастики» 20 века (Хичкок, Блох) и сюрреализма.

    В определенных аспектах творчество «черных романтиков» близко немецкому экспрессионизму и французскому постимпрессионизму. Сдается, что определение «черные» применительно к творчеству этих литераторов не столько обязано наличию в нем описания «инфернальных» сторон действительночти - и у традиционных немецеих романтиков конца 19 века инфернализма достаточно! - сколько степенью пессимизма их творческой позиции, глубиной разочарованности в социально-исторических мифах своего времени. Эта разочарованность заставляет их целиком и полностью углубиться в автономный мир души, вглядетьяс в ее болезненную бездну. Но при этом «черные романтики» не довольствуются традиционными литературно-эстетическими способами исследования внутреннего мира - это их не удовлетворяет, это для них слишком мало. И жажда «тотальности» приводит к мистическим и оккультным методам, которые исследуют душу прямо, без опосредований и угадывания ее сущности лишь по проявбениям в тех или иных сферах человеческой деятельности, в тех или иных состояниях психики. Именно в этом случае романтизм действительно становится «черным», так как дистанция, обычно отделяющая творца от творения, исчезает.-«Я» художниеа всерьез погружается в оккультный мир галлюцинативно-реальных сюжетов, и вместе с ломкой конвенциональных рамок стиля, всегда ясно дающих понять, где действительность, а где вымысел, происходит замещение «внешнего» мира автономным миром дууши, которая поглощает в себе объективную реальность, топит ее в собственной непознаваесой глубине.

    Густав Майринк, незаконноршжденный сын Марии Вильгельмины Адельхайд Майер и государственного министра Карла Фрайхерра фон Фарнвюлера, родился 19 января 1868 г. в Вене. Его мать была актрисой и поэтома много путешествовала с театром. Детство и юность Майринка прошли в постоянных разъездах. Он учился в гимназиях - поочередно в Мюнхене, Гамбурге и Праге. Литературоведы и биографы Майринка считают, что мать писателя относилась к сыну довольно холодно, и мальчик в детстве был лишен материнского тепла. Некоторые полагают, что именно поэтому писателю так удавались позднее вампирические и демонические женские персонажи и довольно плоскими выходили положительные фигуры. В 1888 г. Майринк окончил Торгвоую Академию в Праге. После этого он основал, с племянником поэта Кристиана Морленштерна, торговый банк «Майер и Моргенштерн», который некоторое время функционировал довольно успешно.

    Занимаясь банкирской деятельностью не очень усердно, Майринк вел в Праге великосветскую жизнь. Однажды он даже дрался на дуэли с каким-то офицером из-за неуместного и оскорбительного намека на незаконнорожденность.

    В 1892 г. Майринк женился на Едвиге Марии Цертль - но довольно быстро разочаровался в этом браке и не разводился до 1905 г. лишь из-за упорства супруги и некоторых юридических деталей.

    В 90-е годы Майринк заинтересовался оккультизмом. В посмертно опубликованном автобиографическом рассвазе «Лоцман» он сам так описывает обстоятельства, при которых впервые столкнулся с таинственными стлами судьбы. В 1892 г., когда ему было 24 года, он переживал глубочайший духовный кризис, который постепенно привел его к идее самоубрйства. Когда он уже стоял в своей комнате, готовясь навсегда уйти из мира живых, что-то зашуршало под дверью, и он увидел, как в щель ему просунули тонкую брошюрку под странным названием «Жизнь после смерти». Это произвело на него такое сильное впечатление, что он резко изменил свое намерение. Мистическое совпадение во многом повлияло на всю его дальнейшую судьбу.

    После этого случая он углубилс в идучение оккультных трактатов, участвовал в учреждении Пражскшго отделения теософского общества «У голубой звезды» и вошел в контакт с кружком «пражских мистиков, группировавшихся вокруг некоего Вебера Алоиза Майлендера.

    В том же 1892 г. на Майринка в пражскую полицию поступило клеветническое обвинение в использовании спиритизма и колдовства в банкирской деятельности. Он был взят под стражу и находился в тюрьме два с половиной месяца. Несмотря на конечную доказанность его невиновности, этот инцидент негативно сказался на всех его делах, и он вынужден был оставить свое предприятие.

    В 1900-х годах Майринк начинае тписать сатирические рассказы для журнала «Симплициссимус». Уже в них виден значительный интерес автора к мистицизму и восточным религиям. В это время Майринк тесно контактирует с пражской группой неоромантиков А. Кубиным, Р. Тешнером, Р. Леппином и О. Винером. Из-под его пера выходят гротескные фантастические истории с элементами социальной сатиры и откровенного макабра. Позднее он объединил их в 3-томнике «Волшебный рог немецкого копьеносца».

    В 1905 г. Майринк женится на Филомене Берндт. С новой женой они часто путешествуют по Европе. В Вене Майринк издает сатирический журнал «Der lieber Augusstin», продолжая сотрудничать одновременно в пражсокм «Симпилициссимусе». В 1906 г. в Швейцарии у Марйинка рождается дочь Фелицитас Сибилла, а в 1908 г. в Мюнхене - сын Харро Фортунат.

    Во время путешествий Майринк встречается с различными представителями европейских оккультных школ и, в частности, с эзотерической группой итальянца Джулиано Креммерца, называемой «Цепью Мириам». Общение с Креммерцем и посвящение в оккультную герметико-тантричаскую практику «Цепи Мириам» было для Майринка чрезвычайно важным событием, которое отразилось на всех последующих литературных произведениях, так или иначе связанных с идеями и техникой школы Креммерца, и особенно на романе «Голем».

    В 1915 г. этот роман вышел в свет и тут же принес Майриннку невероятный успех. Он выдержал несколько изданий, по нему ставились спектакли и снимались экспрессионистские фильмы. Сразу же вслед за «Големом» Майринк публикует второй роман - «Зеленый лик» и сборник рассказов «Летучие мыши». Хотя эти книги и не превышают по популярности успех «Голема», публика читает их охотео. Кроме того, Майринк занимается переводами Диккенса и оквультных трактатов. В 1917 г. он пишет роман «Вальпургиева ночь», интерес к которому заметно слабее, чем к предыдущим книгам.

    Благодаря доходам от своих публикаций, Майринк получил возможность купить виллу на Штарнбпргском озере, которую назвал «Дом у последнего фонаря». В ней он прожил всю оставшуюся жизнь.

    В 1921 г. он публикует роман «Белый Доминиканец», а в 1927 последнюю книгу - «Ангел западного окна». Майринк издает также 5 томов учрежденной им же самим серии «Романы и книги о магии».

    В 1927 г. Майринк принимает буддизм и полностью посвящает себя медитативной практике. Говтрят, что он настошько владел йогой, что лечил с ее помощью все звболевания не прибегая к услугам врачей. Отдельным аспектам практики «хатха-йога» посвящена его единственная теоретическая брошюра «На границе с потусторонним» (1923).

    Летом 1932 г. его сын Харро Фортунат, в возрасте 24 лет, поканчивает с собой, не только повторяя трагическую попытку своего отца в юности, но и как бы подтверждая все его литературное творчество, в котором подобная ситуация мистической передачи одних и тех же архетипов по цепи поколений неоднократно проигрывается. В писбме к другу Майринк говорит о том ужасе, который он пережил, столкнувшись в личной жизни с таким прямым отражением своих мистических идей о циклическом круговращении событий.

    Через полгода после смерти сына, 4 декабря 1932 г., умер и сам Майринк. Его жена, которая пережила его на 30 лет, писала, что он чувствоал приближение конца и просил ее не волноваться и не суетиться. Он встретид смерть так же, как и герои его романов: с достоинством и твердой уверенностью, что это лишь переход бессмертного «Я» из одного состояния в другое.

    Жизнь и смерть Майринка неотделимы от его творчества. Его герои для поклонников его искусства существуют почти как реальные лица. А судьба самого автора не менее загадочна и полна таинственных знаков и мистических происшествий, чем судьба персонажей его романов.

    После «Вальпургиевой ночи» интереск Майринку в литературных средах сошел на «нет» и выпуск «Белого доминиканца» и «Ангела западного окна» остался практически незамеченным. Волна популярности спала так же быстро, как поднялась. В 30-40-е - 50-е годы о Майринке практически никто не вспоминал, пока в начале 60-х годлв не начался новый бум «черньго романтизма».



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.

© Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.