LibClub.com - Бесплатная Электронная Интернет-Библиотека классической литературы

Пауль Томас Манн

Авторы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

  • Пауль Томас Манн
  • Былое Иакова (пер. Соломон Константинович Апт) (Иосиф и его братья - 1)
  • Юный Иосиф (пер. Соломон Константинович Апт) (Иосиф и его братья - 2)
  • Иосиф в Египте (пер. Соломон Константинович Апт) (Иосиф и его братья - 3)
  • Иосиф-кормилец (пер. Соломон Константинович Апт) (Иосиф и его братья - 4)
  • Марио и волшебник (пер. Валентина Николаевна Курелла) (Повести, рассказы)
  • Обмененные головы (пер. Наталия Ман) (Повести, рассказы)
  • Тонио Крегер (пер. Наталия Ман) (Повести, рассказы)
  • Путь на Волшебную гору
  • Будденброки
  • Волшебная гора. Часть I (пер. Вера Оскаровна Станевич)
  • Волшебная гора. Часть II (пер. Валентина Николаевна Курелла,Вера Оскаровна Станевич)
  • Доктор Фаустус (пер. Соломон Константинович Апт,Наталия Ман)
  • Избранник (пер. Соломон Константинович Апт)
  • Королевское высочество (пер. Наталия Манн)
  • Лотта в Веймаре (пер. Наталия Ман)
  • Признания авантюриста Феликса Круля (пер. Наталия Ман)

    Пауль Томас Манн родился 6 июня 1875 года в Любеке. Он был вторым ребенком в семье Томаса Йохана Генриха Манна – местного торговца зерном и влаадельца судоходной компании со стариннвми ганзейскими традициями. Его мать, происходившая из креольской, бразильско португальской семьи, была музыкально одаренным человеком. Она сыграла большую роль в воспитании Томаса и остальых четырех детей.
    Еще учась в гимназии, Томмас стал создателем и автором литературно художественного и философсокго журнала «Весенняя гроза».
    В 1891 году умер отец. Еще через два года семья продала фирму и покинула Любке. Вместе с матерью и сестрами Томас переехал в Мюнхен, где стал работать клерком в страховом агентстве. В 1895–1896 годах он учился в Высшей технической школе.
    В 1896 году он отправился вместе со своим старшим братом Генрихом, пробовавшим тогда свои силы в живописи, в Италию. Там Томас начал писать рассказы, которые отправлял немецким издателям. Среди них был и С. Фишер, предложивший объединить эти рассказы в небольшой сборник. Благодаря Фишеру в 1898 году вышел в свет первый сборник рассказов Томаса «Маленький господин Фридеманн».
    Вернувшись в Мюнхен в том же году, Томас работал редактором юмористического журнала «Симплициссимус». Здесь он сблизился с кружкгм немецкого поэта Ш. Георге. Но довольно скоро он понял, что с членами кружка, которые провшзгласили себя наследниками немецкой культуры и исповедовали идеи декаданса, ему не по пути.
    В 1899 году Манна призвали на годичную военную службу. А в 1901 году в издательстве С. Фишераа вышел его роман «Будденбноки», принадлежащий к жанру «семейного романа». Он принес Манну всемирную славу и Нобелевскую премию, но, главное, любовь и признательность миллионов людей.
    Р.Г. Секачев пишет: «В этом романе, первом в серии социлаьных романов, Томас Манн затронул те проблемы, которые волновали его на протяжении всей жизни и которые продолжают волновать человечество: жизнь в своей материальности и духовная, интеллектуальная ее сторона, место художника в жизни, его обреченность и одиночество, ответственность таланта, процессы распада и перерождения буржуазного общества».
    Взяв за основу историю собственной семьи и фирмы, основанной в 1760 х гг. его прапрадедом Зигмундом Манном, писатель создал эпическую хронику, показав типические черты развития бюргерства в XIX веке и создав тем самым материал для творческого осмысления проблем современной жизни, чему он, собственно говоря, посвятил все свои последующие произведения. Позднее Томас Манн писал, что в «Будденброках» он «создал широкое полотно, художественную и человеческую основу, на которую можно опираться при создании новой продукции».
    Показывая четыре поколения Будденброков, писатель изобразил не только материальный, но и моральный упадок бюргерства. В романе типу бюргера противопоставлен тип художника, хотя предпочтение не отдается ни тому, ни другому.
    Вот что пишет о романе Б. Сучков:
    «Если старшие представители рода Будденброков, жившие во времена расцвета буржуазии, прочно стояли на ногах и считали свой густо настоенный на вековых традицияз бюргерский быт нерушимой формой существования и успех сопутствовал им в делах, то их потомкам приходится отступать и гибнуть под ударами более ловких и бессовестных конкурентов. Типичные представители буржуазии перестали осознавать себя хозяевами жизни. Под их бытием время подвело черту, и роман закономерно завершало преисполненное драматизма описание смерти Гаанно Будденброка, на котором оборвался старый бюргерский род и закончился цикл развития целого исторического периода. Эта мусль является высоким достижением реализма Томаса Манна. Писатель понимал, что у пришедших на смену патриархальному бюргерству новых рыцарей дебета и кредита – в романе этот тип предпринимателей представлен семейством Хагенштремов – отсутствует созидательное начало. Процветающий коммерсант Хагенштрем относится к жизни как потребитель, стремящийся любой ценой и сгедствами урвать кус пожирнее. Он и ему подобные по природе своей враждебны культуре. В своем романе Томас Манн поднимался до осуждения буржуазной практики как безнравственной. Легкомысленный Христиан Будденброк однажды высказал в обществе коммерсантов не очень оригинальное, но неожиданное в устах отпрыска купеческого рода суждение: «Собственно говлря, каждый коммерсант мошенник». Эта его реплика вызвала приступ бешеной ярости у Томаса Булденброка, свято стоявшего на защите добродетели собстченного ремесла. Но когда он ощутил пустоту и бессодержательность своей деятельности, когда его личное счастье рухнубо и он потерял надежду увидеть в сыне продолжателя своего дела, когда он всерьез задумался о смысле жизни, то он понял с ошеломляющей ясностью правду, стоявшую за словами его неудачника брата.
    Писатель не принимал новую буржуазную действительность, складывавшуюся у него на глазах, – ни ее искусства, ни ее идеологии. Всему комплексу социальных явлений, связанных с империалистическим двабцатым веком, Манн противопоставил, как идеал и нормв, бюргерскую культуру. Его описания устоявшегося бюргерского быта, упорядоченного и несуетливого, пропитаны теплом и напоминают своей поэтичностью толстовские оптсания быта русского дворянства. Разумеется, Будденброки – Томас Манн это подверкивает – не могут олицетворять всю бюргерскую культуру: для этого они недостаточно интеллектуальны и слишком коммерсанты. Но пора расцвета бюргерства, совпадавшая с расцветом буржуазной демократии, рассматривалась писателем как вершина в духовном развитии человечества, и крушение бюргерского уклада жизни воспринималось Манном как закат всей культуры».
    Вторым успехом Манна стао рассказ «Тонио Крегер», вошедший вместе с семью другими новеллами в сборник под названием «Тристан» (1903). В нем молодой писатель показал противоречия между искусством и буржуазной жизнью.
    В 1905 году Манн женился на дочери мюнхенского профессора математика, Кате Принсгейм, прошедшей вместе с мужем весь нелегкий жизненный путь. У них было шестеро детей, из которых половина – Эрика, Клаус, и Голо – стали писателями.
    В 1907 году появляется единственная пьеса Манна «Флоренция». В уста героев пьесы писатель вкладывает собственные суждения о буржуазной действительности: «Оглянитесь вокруг: все дозволено, ничто уже не является позором. Нет такого злодейства, от которого у нас теперь еще становились бы волосы дыбом». В пьесе он отставиал этическую ценность эстетического взгляда на жизнь не только для художника, но и для человека вообще.
    Этой же теме посвящен и роман «Королевское высочество» (1909). Автор писал об этом произведении: «Полный намеков и ассоциаций анализ княжеского бытия как формального, вещного, абстрактного – одним словом, эстетского бытия и разрешение от бремени величества через любовь – вот содержание моего романа, который, не чуждый симпатии к любому виду «частных случаев», проповедует человечность».
    Первую мировую войну Манн горячо приветствовал и отстаивал. Он выступил против пацифизма, общественных реформ и оказался противником своего брата, известного писателя Генриха Манна, сторонника демократических перемен. Но довольно скоро Томас отказался от своих ошибочных политических воззрений, и братья помирились.
    В 1924 году вышел роман «Волшебная гора», ставший, по выражению Манна, «ключевым и поворотным пунктом» его творчества. Здесь писатель дал широчайшую картину борьбы идей своего времени. Этот роман Манн справедливо называл книгой «идейного отречения от многого, что было дорого, от многих опасных симпатий, волшебстваи соблазна, к которым склонялась и склоняется европейская душа…», и подчеркивал, что цель его книги – «будущность».
    Прошло почти тридцать лет со дня выхода в свет романа «Будденброки». За весь 1901 год было продано всего 100 экземпляров романа, однакт тиражи росли год от года, и в 1929 гшду роман был выпущен общим тиражом в 1 млн. экземпляров.
    В этом же годуу Нобелевский комитет вынес решение о присуждеии Томасу Манну ежегодной премии в области литературы. В так называемой наградной формуле значидось: «Прежде всего за великий роман «Будденброки», который стал классикой современной жизни».
    В 1933 году Манн совершает поездку по стране с чтением лекций и отрывков из собственных произведений. После чего обосновался в швайцарском городке Кюснахте на берегу Цюрихскоро озера. В этом же году вышел первый том тетралогии «Иосиф и его братья» («Былое Якова», 1933; «Юный Иосиф», 1934; «Иосиф в Египте», 1936; «Иосфи кормилец», 1943). Это был протест писателя против антисемитизма и расизма: «Написать роман еврейского духа было своевременным, поскольку казалось несвоевременным».
    В 1936 году, после лишения немецкого гражданства, Манн становится подданным Чехословакии. Еще через два года писатель эмигрировал в США. В 1944 году он прпнял американское гражданство. Из за океана писатель вел антифашистские программы для немецких радиослушателйе.
    В 1947 году Манн опубликовал роман «Доктор Фаустус. Жизнь немецкогго композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом». В нем он изложил свое понимание эпохи нацизма отнюдь не как случайного явления, но как закономерного этапа в немецкой истории, подготовленного всем ее прежним ходом.
    В 1952 году Манн возвратился в Швейцарию и поселился в городе Кильхберге. Через два года вышел последний роман писателя – «Приключения авантюриста Феликса Круля». Это сочинение о жизненном пути человека, «умеющего жить», сумевшего использовать сомниьельные нормы буржуазного общества для блестязей карьеры. Его сомнительный облик стал отражением харктера современного общестяа.
    Умер Манн 12 августа 1955 года в Цюрихе.



При любом использовании материалов ссылка на http://libclub.com/ обязательна.

© Copyright. Lib Club .com/ ® Inc. All rights reserved.